Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА
Год основания1960 годЯзык обученияРусский

Герменевтический клуб

Герменевтический клуб
Герменевтический клуб

05 мая 2020 г.

Текст
Фото

 

Добрый день, дорогие друзья!

 

Сегодня мы вновь встречаемся с Вами в рамках нашего Герменевтического клуба.

 

1. Давайте мы введем некоторые нормы нашего Клуба, нашего общения.
2. Норма уважительного отношения друг к другу (мы уважаем каждое высказывание)
3. Норма содержательного высказывания (говорить что-то действительно важное, интересное, то что ты «внёс в мир»).
4. Норма отношения к высказыванию. Вслушивание, а не продумывание своего высказывания. Потому, что именно благодаря чьему-то высказыванию, у тебя может родится новая мысль.
5. Никогда не думать о том, что ты скажешь. Внимательно слушать другого. Не повторяться.

 

Блок 1.

Мы предлагаем для обсуждения следующий  герменевтический текст (текст – это и музыка и живопись)

Картина А.А. Дейнека «Оборона Севастополя».https://izi.travel/en/browse/e2799f6d-5589-478b-b29a-a7a9c8f0b283

Первое знакомство с текстом (здесь – с картиной):

 

    1. 1. Первый эмоциональный отклик (что понравилось, что напрягло)
    2. 2. Какие детали, образы, эпизоды и характеры запомнились?
    3. 3. Структура текста картины. Из каких частей состоит. Есть ли взаимосвязь.
    4. 4. Какие темы подняты в картине.
    5. 5. Какие вопросы, парадоксы, противоречия в картине?
    6. 6. Сборка (заключение). О чем этот фильм.

Обращаем Ваше внимание на некоторые важные, для понимания картины, обстоятельства:

 

 

    1. 1. Картина писалась художником Дейнекой в 1942 году почти как репортажная.

Она появилась, когда фашисты только входили в Севастополь после 250-дневной осады.

Дейнека часто был на передовой, черпая фронтовые сюжеты для своих работ. Но в оборонявшемся Севастополе он не был, и писал картину по сводкам и известиям, приходившим из геройски оборонявшегося города. Толчком к созданию картины в рекордно короткий срок для Дейнеки стала немецкая аэрофотосъемка, на которой художник увидел город, практически стертым с лица земли.

  1. 2. Размер картины 4 на 2 метра и находится она в Государственном русском музее. Её созерцание в натуральной величине оставляет неизгладимое впечатление даже у иностранных туристов.
  2. 3. Полотно носит плакатный, во многом символический характер. Пропорции здесь подчиняются настроению художника. Натурность вообще отсутствует.
  3. 4. Нерв композиции – раненный матрос со связкой гранат. Интересно, что позировала художнику женщина, ведь все здоровые мужчины ушли в то время на фронт. На помощь спешат другие матросы, среди которых можно заметить азартно смеющегося юнгу.5
  4. 5. Образы и символы: Все наши матросы в белоснежной чистой одежде, на которых нет ни капли крови или копоти. Они словно идут в вечность, одевшись по старой традиции во все чистое.Ни одного из них мы не видим лежащим, среди убитых только немецкие солдаты. Но три вражеских штыка на фоне белоснежного здания указывают на трагическую судьбу города-героя. Дважды фашисты штурмовали Севастополь, и лишь третий приступ кончился тем, что они вошли в то, что городом назвать было уже нельзя. Во многом враг обезличен, мы не видим рук, держащих штыки, не видим знаков различий на немецкой форме. Это придает картине эпичность борьбы света с тьмой.

 

Блок 2.

Песня «Бьется в тесной печурке огонь» СЛУШАЕМ. ПОЁМ.

https://www.youtube.com/watch?v=yxVYDvWWikg

 

1. История создания стихотворения «В землянке»

 

Журналист и поэт Алексей Сурков сразу после начала Великой Отечественной войны стал военным корреспондентом газеты «Красноармейская правда». В конце осени 1941 года политуправление Западного фронта пригласило корреспондентов «Красноармейской правды». По прибытии оказалось, что командный пункт отрезан, а к самой деревне подходит пехота врага. Когда Сурков, прорываясь вместе со всеми, добрался до своих, то вся его шинель оказалась посечённой осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти — четыре шага». После прихода в деревню штабисты и корреспонденты были размещены в землянке. Все были очень уставшими. Сурков стал делать наброски для репортажа, но получились стихи. Ночью он вернулся в Москву, где и закончил своё знаменитое стихотворение «В землянке».  (вскоре ставшее песней). Текст стихотворения Сурков поместил в письме своей жене Софье Антоновне, написав на обороте листка слова «Тебе, солнышко моё!». На следующий день письмо в солдатском треугольнике было отправлено в город Чистополь, где семья Суркова находилась в эвакуации.


2. История создания песни «В землянке». В феврале 1942 года в редакцию газеты «Фронтовая правда» в Москве, где также начал работать Сурков, зашёл композитор Константин Листов, искавший тексты для песен. Сурков вспомнил о написанных стихах. Через неделю Листов вернулся в редакцию и, взяв гитару у фотокорреспондента Михаила Савина, исполнил новую песню, назвав её «В землянке».

 

Вскоре песня пошла по фронту. Её исполняли солдаты, фронтовые творческие коллективы, в том числе она вошла в репертуар знаменитой Лидии Руслановой. Наталья Суркова вспоминала, что её отец во время одного из застолий возмущался: «Люди поют: „Мне в холодной землянке тепло/ От твоей негасимой любви“, — а у меня написано — „от моей“!» На это жена ответила ему: «Вот, Алёшенька, народ тебя и поправил…»

Однако летом 1942 года на песню был объявлен негласный запрет, так как кем-то сверху строки «до тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага» были расценены как упаднические. Поэту рекомендовали убрать упоминания о смерти — Сурков отказался. Тогда Главное политическое управление наложило запрет на трансляцию песни по фронтовому радио и её исполнение творческими коллективами. Поэт получил от шести гвардейцев-танкистов письмо со следующей просьбой: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, — мы-то ведь знаем, сколько шагов до неё, до смерти». Но в конце концов,  песня «В землянке» в исполнении Лидии Руслановой прозвучала у стен поверженного Рейхстага и у Бранденбургских ворот.

 

Подробнее о песне Вы можете прочесть:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92_%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B5

 

Блок 3.

Мы рассмотрели два произведения созданные в начале войны. А сейчас мы предлагаем Вам послушать песни, написанные не участником войны, а человеком, детство которого было опалено войной (1938 года рождения). Ему было 3 года, когда началась война. Человек, который рос среди горьких судеб солдат-победителей.  

Военные песни Владимира Высоцкого:

 

1. Штрафные батальоны. В. Высоцкийhttps://www.youtube.com/watch?v=OXSOQbsOmg8

«Штрафные батальоны» — песня Владимира Высоцкого о событиях Великой Отечественной войны. Одна из ранних «военных» песен поэта; написана осенью 1963 года. Изначально было много критики и осуждений в адрес Высоцкого за то, что он написал эту песню. О таком явлении, как штрафные батальоны, не было принято петь и говорить открыто в то время.

Следующие две песни были написаны Владимиром Семеновичем Высоцким в 1968 году:

 

2. Я - як-истребитель. В. Высоцкийhttps://www.youtube.com/watch?v=aV4U4x2V0HY

Што́пор в авиации — особый, критический режим полёта самолёта (планёра), заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей[1]; неуправляемое движение самолёта на закритических углах атаки[2]. При этом самолёт переходит на режим авторотации. Штопору предшествует потеря скорости и сваливание. В ряде случаев предштопорное состояние самолёта характеризуется предупредительной тряской.

Впервые преднамеренный ввод самолёта в штопор на аэроплане «Ньюпор-XXI» осуществил 24 сентября 1916 российский военный лётчик Константин Константинович Арцеулов, внук художника-мариниста Ивана Айвазовского. На высоте 2000 м он два раза подряд вводил машину в штопор и благополучно выводил её.

 

3. Владимир Высоцкий. Песня летчика-истребителя. (Их восемь нас двое)

 

https://www.youtube.com/watch?v=w2f9rJvufZg

 

«Прощай, я приму его в лоб…» Речь идет о таране.

 

 

Тара́н — приём воздушного боя, заключающийся в нанесении повреждений летательному аппарату противника непосредственно самим летательным аппаратом атакующего. Возможен также таран наземного объекта или корабля. Первым воздушный таран применил Пётр Нестеров 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.

 

  Николай Гастелло (1907-1941): Герой Союза посмертно, командир эскадрильи. После бомбардировки немецкой тяжелой техники самолет Гастелло был подбит. На горящем бомбардировщике летчик протаранил вражескую колонну, нанеся существенный урон немцам.

 

  Виктор Талалихин (1918-1941): Герой СССР, зам командира эскадрильи, участвовал в битве за Москву. Один из первых советских летчиков, совершивших таран противника в ночном авиа-бою;

 

    1. 4. Владимир Высоцкий. Разведка боем.

            https://www.youtube.com/watch?v=wMhXe4QkCTw

 

Блок 4. Сборка. Мы поразмышляли над посланием из 1942 года художника Дейнека, поэта Алексея Суркова и композитора Константина Листова. Мы вместе с Владимиром Высоцким побывали в бою. А теперь, давайте попробуем собрать вместе все эти впечатления. Сравнить то, что было написано во время войны, с тем, что после. Возникли у Вас вопросы, парадоксы, противоречия? Давайте попробуем собрать. Вы можете написать по какой-то самой главное мысли, одному предложению, а если захотите, то можете написать и целое сочинение.

 

Желаем Вам внимательного просмотра! Делитесь впечатлениями друг с другом в кругу семьи и с нами – руководителями Герменевтического клуба. Свои ответы, вопросы, впечатления присылайте по адресу mari_n56@list.ru

 

Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей